14 января настоятель нашего храма иерей Ярослав Клоков совершил Божественную литургию. В этот день Православная Церковь совершает празднование Обрезания Господня. Праздник продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Праздник Обрезания Господня относится к великим. Евангелие гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос по ветхозаветному закону прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола.
В календарях богослужения праздник Обрезания Господня утвержден в 4 веке. Он идет следом за Рождеством Христовым и является именинами Иисуса. Празднество служит не столько напоминанием о событиях жизни Господа, сколько примером, демонстрирующим важность соблюдения Божественных указов, смысл которых не только в даровании благословения, но и в обретении вечной жизни души.
Немалый смысл имеет праздник Обрезание Господне, хотя он и не является двунадесятым. Он проходит незаметно, теряясь на фоне двух главных празднеств: Рождество Христово и Крещения, и длится лишь один день. Многие могут даже не знать о его существовании, хотя он и относится к категории Господских праздников, в которых торжественно воспеваются главные события жизни Иисуса Христа в человеческом облике. Обрезание в Библии имеет исключительно религиозный характер. «Обрезанный» иудей считался Божьим, а «необрезанный» причислялся к язычникам и отвергался обществом.
Так же 14 января Православная Церковь отмечает день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Он был одним из не многих, кто сподобился Церковью быть названным Великим и войти в число великих святителей. У нас их три: святитель Иоанн Златоуст, святитель Григорий Богослов и святитель Василий Великий. Все они жили примерно в одно и то же время в IV-V вв., и на все последующие времена, вплоть до наших, они являются наставниками и учителями Церкви.
После богослужения батюшка Ярослав поздравил всех прихожан с праздником, причастившихся (которых было немало) с принятием Святого Причастия и обратился к прихожанам со словом проповеди, в которой рассказал историю праздника и объяснил его смысл: «В древности, по еврейским традициям, операция обрезания проводилась восьмидневному младенцу как символ связи Бога и святого Авраама. Смысл обрезания состоял в наречении имени младенцу после медицинских манипуляций. Это событие посвящало ребенка Богу, делало его «Божьим», поскольку было сродни современному действу крещения.»
Обрезание сменилось на обряд Крещения и отныне оно считается «нерукотворным» или «духовным», отделяющим от человека грехи, пороки, похоть и губительные привычки. У православных обрезание плоти было отменено Апостольским собором 49 года. Апостол Павел считал, что главным является не физическое, а внутреннее. Именно поэтому обрезание должно происходить внутри, как очищение духовной сущности христиан от «грязи». Этот обряд делал человека участником Нового Завета.
В наше время на праздник Обрезание выпадает также дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый Новый год «сместился» на 14 января по новому стилю.
По завершении праздничного богослужения отец Ярослав отслужил первую Панихиду в этом наступившем 2023 году, на которой присутствовали почти все прихожане нашего храма, кто был на Литургии.
Рыскина Л.А.
Просмотрено (51)