События 1929 года в с. Полотняный Завод

События 1929 года в с. Полотняный Завод

Принято считать, что 1929 год – в определенной степени переломный год в истории СССР. Обосновывается эта точка зрения тем, что  произошел переход от восстановленного к середине 1920-х годов народного хозяйства к его социалистической реконструкции. В этой связи было опубликовано много документов, направленных на улучшение работы партийного и советского аппарата. В частности, в 1929 году было выпущено более 75 сборников «Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР» (№ 1 – в январе, № 75 – в декабре 1929 г.).  Но помимо постановлений, которые выходили открыто, были документы с грифом «Секретно». В начале 1929 года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию.

Так, принятое 8 апреля 1929 года на основании Декрета СНК РСФСР от 20 января 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», служило нормативно-правовым документом, регулировавшим статус религиозных обществ (объединений) в СССР. Постановление запрещало религиозным объединениям заниматься благотворительностью, организовывать паломничество верующих к святым местам и подобное; деятельность служителей культа ограничивалась местожительством членов нанимавшего их общества (группы). Вне церковных стен деятельность духовенства ограничивалась посещением больных и умирающих, на всё другое требовалось специальное разрешение местного Совета.

В мае 1929 года на XIV Всероссийском съезде Советов была принята новая редакция статьи 4-й Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды», что законодательно ставило верующих в неравное с прочими гражданами положение. В июне 1929 г. «Союз безбожников» «собрался уже на свой второй съезд. Для окончательного уничтожения религии в стране он разработал план первой безбожной пятилетки. В план входило  полное «обезбоживание» крупных и мелких фабрик, заводов, промышленных артелей и сельских поселений, проведение соревнований между «безбожными» ячейками. Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года «О правах и обязанностях религиозных объединений» относила служителей культа к категории лишенцев.

Напомним, что по Уголовному кодексу РСФСР в главе 3 «Нарушение правил об отделении церкви от государства», п. 119 значилось: «Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям, карается – наказаниями – ст. 69. Предусматривалось «лишение свободы на срок не ниже 3-х лет со строгой изоляцией. За те же преступления, совершенные в военной обстановке или при народных волнениях, наказание повышается до высшей меры наказания».

Постановление от 24 сентября 1929 года «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» в большей степени касалось и всех рабочих, проживающих в Полотняном Заводе и работающих в системе Центрбумтреста. На деле – невозможность верующим посещать храм в воскресенье. Хотя официальный календарь на 1929 год и включал в себя православные праздники. В перечислении нерабочих дней они соседствовали с новыми праздниками:

1 января – Новый Год, 22 января – День памяти Ленина и 9-го января 1905 г., 12 марта – низвержение самодержавия, 18 марта – низвержение самодержавия, 18 марта – День Парижской Коммуны, 1 и 2 мая – Дни Интернационала, 4,5,6 мая – Пасха, 13 июня – Вознесение, 23 июня – Троица, 24 – Духов День, 7 июля – День Конституци СССР, 6 августа – Преображение, 7 и 8 ноября – Дни Пролетарской Революции, 25 и 26 декабря – Рождество.

К 1929 году в Полотняном Заводе новая власть достаточно укрепила свои позиции. Правда, в юбилейном сборнике «Партийная мысль» (к 10-летию годовщине Октября) П-З упоминается только за былые достижения: первое место в ярмарочной торговле и вывозе огурцов в обе столицы, Ржев, Сычевку).  Отношение к властным структурам со стороны жителей в  1920-е годы (по донесениям старших милиционеров) менялось:

Настроение среди населения                                хор.                хор.

Отношение к советской власти                             хор.               удовл.

Отношение к коммунистической партии            хор.                удовл.

Не будем забывать о том, что в 1920-е годы в милицейских сводках, передаваемых с мест, указывались не только происшествия (в 1921 г. – 9 краж – из них 4 в П-З), но и сообщения о служении священников (содержание проповедей в первую очередь), а волостные ячейки заполняли анкеты по обстановке в селе, — до 28 пунктов.

В этот период по самым различным вопросам фабкомы, пр. и  население должны были обращаться в РКП (б), реже в  исполком Полотняного Завода (с направлением копии в РКП (б) – о немедленном прекращении гуляний в парке бывшем Гончаровых,  о передаче здания недостроенной церкви, о переделке этого здания для светских нужд, о беспорядках во время сеансов и спектаклей в Народном Доме, по кадровым вопросам. Во многих случаях кадровые назначения происходили с учетом партийности. В частности, протоколом комиссии от собеза зафиксирована замена заведующих полотнянозаводской богадельни и ясель — Половинкиной и Губиной, как беспартийных. По документам известно, что в дальнейшем сестрой-воспитательницей в детских яслях работала Шумкина Феодосия Ивановна – член партии с 1926 года, делегат с совещательным голосом XIX губернской партийной конференции, проходившей в феврале 1929 года.

Привычными для всех жителей Полотняного Завода стали мероприятия, становившиеся традиционными: митинги, собрания, в том числе и в Коммунистическом клубе, Народном Доме (бывшая новая недостроенная церковь – Храм пролетарской культуры), торжественные заседания 12 марта по проведению дня годовщины низвержения царей международный красный день «1 августа»– в частности за 1929 г. сохранился не только план проведения, но и материалы к нему, международный день работницы  , переименованный впоследствии в международный женский коммунистический день 8 марта, недели ребенка (с объявлением о добровольной сдаче  игрушек, решении изъять рояль гр. Баскакова для детского сада, провести электричество в детский сад и докладами о состоянии д.дома и д.сада.

На особом месте были тематические дискуссии и диспуты между представителями ВКП (б) и духовенством. Диспут на тему: «Религия и коммунизм» в определенной степени является срезом отношения местных жителей к традициям предков и призывам советской власти. В Полотняном Заводе и окрестностях дискуссия на указанную тему не только привлекала значительную по численности аудиторию, но и вызывала зачастую бурную реакцию присутствующих и живой интерес, несмотря на длительность мероприятия. Достаточно привести выписку из сохранившейся в архиве программы диспута: «Начало диспута с 4 ч. 35 мин. вечера… Заключение 11.30 – 12.10». Т.е. длительность диспута составляла почти 9 часов!

Свидетельством живого обсуждения темы являются записки, которые были поданы выступающим (как представителям власти, так и духовенства):

— Какая разница  между религией и удочкой для ловли рыб?

— Священнику Чебышеву – Прошу ответить, почему коммунизм без религии неосуществим.

— Рябикову – Товарищи! Мы забыли Бога, поэтому и несем голод, потому что не вспоминаем Бога.

— Рябикову – Признают ли все религии Бога? Если признают – то почему мы должны бросить первыми?

— Священнику – Последняя ступень этой веры в жертвенности в христианском учении, где говорится, что Бог принял кровь собственного сына, и что после распятия Бог насытился… Теперь прошу ответить на вопрос: для кого нужна та кровь, которая льется как на внешних, так и на внутренних фронтах?

— Когда проснется от спячки Бог и вразумит людей исполнять Его заповеди?

— Рябикову – Если за Иисуса Христа никто не встал к стенке, то за коммунизм никто тоже не встанет к стенке, даже и коммунисты охотно не встают к стенке.

— Рябикову – Если по учению Христа никто не раздавал имущество и т.д., то приведи пример, что кому дал коммунизм, я думаю, что все коммунисты никому ничего не дали, кроме как отняли и т.д..

1929 год обострил многие из перечисленных проблем: введение нового режима работы на предприятиях, недостатки кооперативной торговли, конфликты на этой почве рабочих и крестьян, более высокие показатели частной торговли, недовольство части рабочих заработками и распоряжениями властей (в большей степени – местных). Отзывы на эти недостатки остались в материалах, направленных в газету «Коммуна» под названием «Несознательность» (за подписью – «Очевидец»):

«…Наш рабочий кричит, ругается на крестьянина: что мол у тебя все есть, как то: мука и остальное продовольствие. Так смотреть нельзя, как смотрят полотнянозаводцы на крестьян. Крестьянин еще некультурен, он отстал своим хозяйством… Полотнянозаводцы, ваше отношение к крестьянам делает не смычку, а размычку». Конфликты в кооперации были отражены и в стихотворной форме:

Уж протащу в газете я

Полотнянозаводцев, друзья,

Чтоб ошибки признавали

И крестьян зря не ругали.

Были и более серьезные попытки критики новой власти, которые осуждались в статье «Потерявшие политическое чутье»: «В Полотняном Заводе было собрание рабочих и служащих, на котором обсуждался доклад о работе губисполкома. В прениях по докладу выступили партийцы (теперь вычищенные из рядов ВКП (б)) Мохов, Васиков, Шведко, Калинин, Горшков с заявлениями против политики советской власти, доказывая, что сейчас живется хуже, чем в старое время. Эти бывшие товарищи не видят того, что партия вступила в период реконструкции народного хозяйства. Они потеряли всякое политическое чутье». В статье «Урод», автор, под псевдонимом «Буква», клеймивший позором Горшкова, тем не менее,  пишет следующее: «…А есть ли у него поддержка в среде рабочих? К сожалению, есть… Горшков говорит, что советская власть мало хлебы дает, кричит в защиту самокритики». Более того, Горшков убеждал рабочих не затрагивать религиозные чувства верующих.

Серьезной причиной, вызывавшей разногласия, было предложение о закрытии старой церкви после пожара 1928 года. Сторонники сохранения новой церкви в 1923 году не получили поддержки властей. Но в 1929 году стоял вопрос о единственной церкви в Полотняном Заводе. 29 октября 1929 года были арестованы наиболее активные сторонники сохранения Спасо-Преображенской церкви, а уже 30.10.1929 года было принято решение о закрытии церкви.  Арестованы и отправлены в Вяземский исправдом для содержания под стражей были   6-ро жителей ПЗ: священники протоиерей Василий Иванов и отец Василий Страхов, церковный староста Сычев Николай Николаевич, жители ПЗ – Новикова Татьяна Егоровна, Горшков Дмитрий Николаевич, Миронов Иван Алексеевич, Жотиков Никифор Петрович.

За исключением представителей духовенства все были уроженцами П-З. Большинство из арестованных не могли быть отнесены к категории зажиточных граждан: Иванов, Страхов, Новикова, Горшков, Миронов – дом, корова; Жотикову принадлежал только дом. Только у Сычева был дом, лошадь и торговля. При аресте и обыске у них были обнаружены – одна открытка Царской семьи (Иванов); переписка на 8 листах, часть газеты «Известия», брошюра «Вечный жид» (Страхов); одна конторская книга, различная переписка, 12 штук фотоснимков, блокнот (Новикова). Основная вина этих людей заключалась исключительно в желании сохранить для верующих храм. Следствие велось почти 2 месяца, до 20 декабря 1929 года. Компрометирующих записей и документов выявлено не было.

В обвинительном заключении указывалось, что священники имели тесную связь с рабочими, основанную на длительном общении, взаимопонимании. Определенное влияние на местных жителей, прихожан храма рассматривалось как часть попыток заговора. Приведем некоторые из высказываний обвиняемых:

Церковь снова стала гонима, над служителями церкви открыто издеваются. Кучка поганого котла разбирает церковь, а взамен ничего не создадут. Надо этим прохвостам дать отпор, которые обезображивают наши храмы. (Горшков)

Церковь закрывают, храму помочь никто не хочет, а заем берут, вводят барщину, деньги наши проворовывают, хлеба не дают (Новикова)

До последнего будем бороться, но церковь не отдадим (Сычев)

Обвинения в адрес арестованных касались и сбора подписей в защиту сохранения храма в Полотняном Заводе.

Обвиняются в том,

Что Страхов – сгруппировал вокруг себя антисоветскую группировку, как у себя дома, так и в церкви выступал с контр-революционной агитацией, заявляя: До последнего будем бороться за церковь»

Иванов – как по церковной жизни, так и по группировке… присутствовал во всех закрытых собраниях и заседаниях церковного совета, вместе с ними обсуждал планы противодействия местной власти по закрытию церкви.

События 1929 года в с. Полотняный Завод показывают действия  местных властных структур по реализации политики партии и правительства, отражавшейся в уже упомянутых  документах. История имела продолжение. Принятое 15 февраля 1930 года Постановление правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива «враждебных советскому строю»; Центральная комиссия по вопросам культов, отмечая «консолидацию контрреволюционного актива в рамках религиозных организаций», признавала, что Постановление от 8 апреля 1929 года «подлежит пересмотру в сторону упрощения процесса закрытия молитвенных зданий». 22 июня 1930 года была арестована еще одна группа жителей Полотняного Завода.

Автор Елена Метальникова. Статья опубликована в журнале «Православный христианин».

Просмотрено (185)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *