Стояние Марии Египетской

5 апреля в нашем храме Преображения Господня в усадьбе Гончаровых прошла удивительная служба, в народе известная как «Мариино стояние»- богослужение в честь святой преподобной Марии Египетской. Это богослужение посвящено подвигу удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. Утреню с чтение канона Андрея Критского совершил настоятель храма иерей Ярослав Клоков. Обычно служба совершается на пятой неделе Великого поста, в среду. Но в этом году служба перенесена на вторник, в связи с тем, что на четверг 5-й седмицы 7 апреля выпал праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

В последний раз в Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского и слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали  и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!»

Громкое чтение истории Марии Египетской словно погружало нас в некое иное бытие: в древность, в пустыню, в монастырь к Зосиме… Житие преподобной Марии Египетской стало примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

Мария почти полвека каялась в пустыне — и не было у неё возможности ходить в храм, причащаться, слушать проповеди, изучать Евангелие… Монах Зосима  поразился прекрасному знанию Писания — когда и где пустынница научилась вставлять в свою речь цитаты из псалмов и Нового завета? Как сообщила сама Мария, это Господь таинственно научил её всему.

Господь видит в каждом человеке того самого ребёнка, который когда-то с любовью смотрел на Небо, жалел сорванный цветочек и перед сном неумело крестился. Он смотрит в сердце каждого грешника, и ждёт возвращения блудного сына.  И в случае с Марией Он дождался.

Мы не знаем, но может быть, перед  иконой Богородицы было пролито множество слёз, прежде чем в сознании Марии произошёл коренной переворот. Девочка в двенадцать лет сбежала из небольшого селения в мегаполис — но дома остались её близкие. Те, кто крестил её, кто научил складывать правильно пальцы правой руки, кто вообще воспитал маленькую Машу в вере — ведь она прекрасно знала, Кто такой Христос, и кто такая Пречистая Дева, она по детской привычке хотела вместе с паломниками приложиться к святыне — Животворящему Кресту… Мы можем предположить, что до подросткового возраста  Мария  воспитывалась в вере — а значит почти наверняка были те, кто молились со слезами за сбежавшую дочку или внучку, просили Пресвятую Богородицу помочь ей.

Марии было уже двадцать девять лет, когда Бог властной рукой не дал ей пройти в храм вместе со всеми — и вдруг сердце её защемило, и она разом всё поняла, разом взяла на себя смелость честно признаться: я грешила все эти годы, хоть и боялась сказать об этом самой себе, хоть и заглушала чувство катастрофы все эти семнадцать лет.  В момент, когда свободная воля человека даёт возможность Господу вмешаться,  тогда и случается  чудо.

И вот — преображение. Горячая молитва-вопль Пресвятой Богородице, тихий, но уверенный ответ: иди за Иордан, там спасёшься. И Мария ушла в пустыню, но не сразу. В храме Иоанна Крестителя она причастилась Святых Тайн.  Святая причащается до подвига покаяния — не держа трёхдневный пост и скорее всего не читая положенных канонов. Ей нужны были силы для этого покаяния, нужна была крепкая рука Христа, нужны были Его Дары, обжигающие грех и очищающие сердце — и она причастилась.

И по сей день житие Марии Египетской проповедует миру о великой и страшной борьбе Бога за каждую душу человеческую, и человек своим произволением становится помощником Богу в этой борьбе.

Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на пятой седмице Святой Четыредесятницы установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон были представлены христианам. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста, когда до Пасхи остается две с половиной недели, еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния.

Наверное, ввиду своей особой понятности, так как батюшка Ярослав  с амвона читал житие святой, это богослужение  тронуло сердца наших прихожан. А может, в образе Марии каждый из нас подспудно увидел собственную душу? Это хорошо, если так. Главное — решиться перейти за Иордан.

«Мариино стояние»- это стояние в покаянии, стояние в вере, стояние в борьбе с грехом.

Рыскина Л.А.

Просмотрено (44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *