6 августа 2023 года, в неделю 9-ю по Пятидесятнице, в нашем храме была совершена Божественная Литургия в день памяти святых благоверных князей — страстотерпцев Бориса и Глеба. Немного из истории святых князей Бориса и Глеба (в Святом Крещении – Роман и Давид). Они были первыми русскими святыми, канонизированными как Русской, так и Константинопольской Церковью — младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев – Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Но оба брата были убиты другим братом Святополком, коварным и властолюбивым. Святой Борис встретил свою смерть в воскресный день за чтением молитв.
Князь Глеб вероломно был убит в дороге. Братья предпочли смерть, нежели войну с братом.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4,20). Святые братья показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
На проповеди отец Ярослав разбирал одно из Евангелиевских событий — хождение апостола Петра по водам. Если рассматривать это событие чисто исторически, то к нам оно никакого отношения не имеет. Мы очень рады за апостола Петра, но мы так не умеем и не видели, чтобы кто-то ходил по воде. Поэтому, если мы будем думать только об исторической части, то в практической плоскости этот рассказ ничего не даст. Поэтому необходимо поработать над текстом именно так, чтобы он заговорил про сегодняшний день и этим занимались святые отцы Александрийской школы толкования, где текст воспринимался аллегорически. И вот здесь есть много общего с нашей жизнью. Есть смешные видео, где человек идёт и видит лужу, думает мелкая и наступает. В следующий миг он проваливается по пояс. Смешно… А если задуматься, то человек предполагал, что там не глубоко, есть твердая поверхность, нечто неопознанное, но на что он может опереться. Но вместо этого, человек наступает и проваливается. Вернёмся к апостолу Петру, который дошёл до Христа и начал утопать. Христос спросил его: «Зачем ты усомнился?» Здесь у нас возникает вопрос, но не о том, что Петр усомнился (это свойственно для человека), а о том, как он вообще прошёл несколько метров по воде. Каждый человек так или иначе строит своё мировоззрение на твердом основании и от этого отталкивается. Господь понимает, что люди мыслят по-разному, каждый строит разное основание. Эти мировоззренческие основания являются некой зыбкой почвой, даже водой. Все течет, все меняется. Человек, пытающийся опереться на это, всегда тонет. Господь идёт по верху всего этого. Он не переживает о том, как человек думает, Он не даёт указаний, как надо правильно жить, единственное, что дал нам Господь — это заповедь «Да любите друг друга». Имейте любовь между собой и не живите согласно тезисам. Человеку нужно просто следовать за Христом. Но человек тут же начинает утопать, ведь так нам привычнее — быть в состоянии утопающего, умирающего человека, которого обязательно должен кто-то спасти и спасти Господь. Поэтому Господь осуждает Петра и говорит ему — ты усомнился, маловерный. Неужели ты думаешь, что я призвал тебя и ты идёшь за мной и ты всё равно боишься и теряешь все основания, ориентиры как правильно жить, но надо просто любить. Но люди любят страдать. Нельзя сказать, что это плохо, человеку иногда нужно страдать. С другой стороны, Господь призывает нас вывести из этого страдания (вынырнуть) и следовать за Ним, Господь называет нас друзьями, а не рабами. Покаяние может позволить человеку увидеть Бога, последовать за Ним, но рано или поздно человек должен вынырнуть из этого состояния. Когда Господь называет не друзьями, а братьями — это ещё лучшее отношение. Но человек боится таких отношений, это что-то неизвестное, неизведанное. Поэтому человеку проще обратно нырнуть и просить у Бога прощения. Если человек решил, что ему важно страдать, то он найдет любой повод страдать. Человек неосознанно это делает. Человек рано или поздно осознаёт, что это неотъемлемая часть его жизни, но когда это надоедает, то человек понимает, что ни к чему хорошему это не приводит. Это отдаляет его от Бога. И когда человек это понимает, Господь говорит ему — просто иди вслед за Мной, невзирая ни на что, не сомневаясь. Мы должны следовать за Христом, если действительно хотим быть с Богом не только в одной грани отношений с Ним (покаяние, спасителя и спасаемого), но и в грани друга, Бога, который действительно любит.
Помогай нам всем Господь хоть иногда уверенно идти по водам вслед за Христом!
Растокина Анна
Просмотрено (19)